Камеи – античные произведения искусства, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.

Невозможно раскрыть смысл названия коллекции, не рассказав историю камеи. Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

Изготовление этих изысканных предметов искусства берёт начало в Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.

А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии, камни с углублённым изображением, чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати.

В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромное собрание, которое пользовалось большой известностью.

Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Ведь он работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, к примеру, агат, достаточно жестки, твёрже металла, и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы. К примеру порошок корунда или алмазная пыль. Когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, скрывал от его взора рисунок.

Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они неоднородны; они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может исказить или вообще разрушить задуманное изображения. Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, и обладающий виртуозным мастерством и терпением. Изображение рождалось медленно, однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников. Прочность камня обеспечила долговечность канувшего в лета великолепия.
                                       Образец из коллекции: диван «Камея Антик»

Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён. Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.

Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть не многие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.

Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм. Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать. За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев, пока в конечном итоге не оказалась в Эрмитаже.

 

Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи Эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления. Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка. В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.

Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам. Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов.

Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль. Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится все более сухой, графичной и плоскостной.

Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.

Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.

Итак, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе и собрании ювелирных украшений. Они сочетают в себе изысканную природную красоту камней и моменты триумфа человеческого мастерства, запечатлённую в них.

          Столик из коллекции Камея: «Камея Антик» в интерьере гостиной.

Наши мастера изготовили серию мебели черпая вдохновение в этих не теряющих актуальность предметах искусства. Скрупулёзное внимание к деталям и колоссальный профессиональный опыт воплотились в элегантную красоту и уют, а также высочайший уровень комфорта. Коллекция «Камея» является наглядным подтверждением их успеха. Идеи мгновения, продлённого в вечность.

+7-495-98-98-432 | INFO@BAROCCOHOME.RU

Информация о Ксения

Вы можете только оценить новость

Напишите комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *